На сцене Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова прошли гастроли Рижского русского театра имени Михаила Чехова. Смолянам представили «Гранатовый браслет» и «Приведение из Кентервиля». Все спектакли собрали полный зал.
На пресс-конференции член Правления общества грантов Рижского русского театра Эдуард Цеховал подчеркнул важность этих гастролей и рассказал о стремлениях театра.
— В Латвии и когда Рижский русский театр выезжает на гастроли, особенно по России, нам важно, чтобы нас идентифицировали как последователей и хранителей традиций русской театральной школы. За 135 лет мы бережно сохраняли традиции театра и русского языка, регулярно совершенствуя и повышая свой уровень.
Что касается гастролей по России: театр выступал ранее в Сибири, в Омске, в Красноярске, были в Ярославле — но это редкие выезды. Благодаря программе «Большие гастроли 2018» возрождается настоящая гастрольная деятельность: в этой поездке мы охватим пять городов и, выехав в тур 14 мая, и вернемся обратно только 28 числа.
Визит Рижского театра в Смоленск стал возможен благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, Департамента Смоленской области по культуре и туризму, Смоленского государственного драматического театра им. А. С. Грибоедова.
Открыла гастроли пронзительная история о трепетной любви маленького чиновника Желткова к княгине Вере Шеин. Как и большинство спектаклей по произведениям А.И. Куприна, «Гранатовый браслет» в постановке режиссера Ирины Керученко был наполнен глубоким смыслом правдивости, покаяния и всепрощения.: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире», — пишет автор. — «Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, стремиться к идеалу.
Именно такой была любовь Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу высшего сословия. Много лет письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств со стороны членов семейства Шейных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна — адресат этих любовных откровений. А присланный неизвестным влюбленным подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком.
Героиня спектакля, Вера Шеина, никогда не испытывала к мужу ничего кроме уважения. Ее сестра Анна едва не изменяет своему супругу с заезжим солдатом. Один из гостей, глумясь, рисует карикатуры прошлых любовных увлечений, а история тайных посланий Вере лишь забавляет гостей на ее Дне рождения. Никто из этих людей не задумывается, что существуют люди, способные воспринимать мир и любовь иначе, трепетно относясь к предмету своего обожания.
И только все тот же генерал Аносов догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: «А — почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины».
Желтков живет этими напоминаниями о себе — письмами от Г. С. Ж., гранатовым браслетом. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благодарит ее, благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твое».
Только после смерти этого маленького человека Вера по-другому посмотрела на личность Желткова, оценила его искренность, и чувства его показались уже более масштабными, а ее собственная суета по этому поводу — ничтожной.
Спектакль учит шире смотреть на мир, любить людей и понимать их стремления и помыслы. Практически на протяжении всего выстуления играла живая музыка. Она стала достойным обрамлением актерской игры и удерживала хрупкую атмосферу вовлеченности зрительного зала в историю. После завершения спекталя зал поблагодарил актеров аплодисментами и цветами.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.