Транспортный вопрос. Часть 1. Трамвайные войны, год спустя.


Трамваю в Смоленске уже больше 100 лет. За этот немалый срок неоднократно менялись маршруты, прокладывались новые и убирались старые рельсы, изменялся сам город. Больше десяти лет назад Большая Советская лишилась основной головной боли — дребезжащие «гробы на колесах», как ласково называли тогда не обновлявшийся годами трамвайный парк, были убраны с транспортной артерии. Дорога расширена, положен шикарный (особенно по тем временам) асфальт, который, между прочим, держится без ремонта все это время на «отлично» — вот бы все дороги делались так же…

Но сейчас не об этом. Трамвай убран и дома, представляющие культурную и историческую ценность оказались вне опасности — вибрация оставляла серьезные трещины на их вековых лицах.
Жаль конечно, что до Заднепровья по рельсам теперь осталась только одна дорога. Но — автобусы и плодящиеся как тараканы маршрутки сделали эту проблему несущественной — добираться стало быстрее, легче и удобнее.

Теперь о грустном. Год 2010. Усиленно ходят слухи о скором пополнении среди вконец изношенных и устаревших трамваев (многие из которых ездят еще с конца 80-х — начала 90-х и давно отработали свой ресурс). Летом слухи превратились в реальность — 30 августа с поездом прибыл первый вагон, на фоне привычных угловатых «детищ» советских лет выглядевший как гость из будущего. Были озвучены планы о закупке до 2013 года еще более трех десятков вагонов из Усть-Катавского вагоностроительного завода. Вкупе с обновленным троллейбусным парком и новыми автобусами это вселяло определенный оптимизм и веру в лучшее.

Но главные сюрпризы были впереди. В начале октября того же года большая часть проспекта Гагарина оказалась перекрыта, приехала техника, замелькали оранжевые робы. Все смотрелось как долгожданный ремонт рельсов, тем более в программе обновления общественного транспорта такая строка была. Все пути от кольца напротив СПЭКа до перекрестка с Николаева и Урицкого были сняты за считанные дни, а новые класть не спешили. Тысячи человек, привыкшие добираться на трамвае до своих рабочих мест (в частности, Областной больницы, школы, колледжа, множества магазинов и т.д.) были неприятно удивлены тем, что никакой замены транспорту не было предоставлено, а маршрутки не справлялись с наплывом пассажиров.

На Смоленском форуме появилась информация, что трамвай по Гагарина ходить больше не будет. Решение основывалось на докладе одного чиновника (фамилия не уточнялась), который, проезжая в 12 часов утра(!) в будний день, увидел, что трамвайные остановки почти безлюдны, а следовательно (очень логично, не правда ли?) трамвай ни к чему. К слову, по официальным документам выходит, что городской совет не утверждал этот проект.



Посетители форума организовали митинг в защиту путей, но пока дело дошло до официального разрешения и, собственно, митинга (информационную поддержку которому никто не оказал и на него пришло полсотни форумчан и несколько десятков случайно узнавших), рабочие уже готовились к укладке асфальта.

Официальные обращения в мэрию получали ответы в виде «все было спланировано заранее, люди предупреждены, кто не знал — ваши проблемы».

Как-то интересно получается — работы, направленные на благое дело задерживаются и сроки срываются регулярно (вспомнить хотя бы фонтан на Дзерджинского или многострадальный подземный переход), а то, что никому из людей не нужно, или даже вредит — делается моментально.

К концу октября работы на проспекте Гагарина были завершены — новый асфальт, создавая ощутимый контраст с полосами старого, покрытого выбоинами и трещинами, стал еще одним камнем в огород чиновников — ведь на лето 2011 был запланирован капитальный ремонт проспекта и НОВОЕ асфальтовое покрытие. Кто-нибудь видит логику: тратить миллионы из бюджета на бесполезный ремонт, все результаты которого через полгода исчезнут?

Больше двух недель район больницы провел без замены, когда, наконец, сверху пришло постановление — создать автобусный маршрут №50, дублирующий путь следования трамвайного №3. Было заявлено, что автобусы будут двигаться с интервалом в 12 минут, а начинать и заканчивать движение не раньше трамваев.

С этого времени прошло уже больше года. Подведем итоги.
Что обещали: основным аргументом в пользу уничтожения рельсов была борьба с пробками; какое-то время нам даже обещали пустить третий троллейбусный маршрут напрямую от областной больницы до Колхозной площади, через Большую Советскую.

Что получили: пробки на Гагарина никогда не шли в сравнение с кошмаром, творящимся на медгородке и Николаева в часы-пик. На Николаева уже и самим трамваям сложно проехать — их пути занимает транспорт, которому некуда деваться — по одной полосе с каждой стороны дороги отнимают припаркованные автомобили.
Лучше бы не транспорт общественный убирали, да на коммерческое обеспечение переводили, а парковочные места сделали. Тогда, может быть и рельсы прокладывались бы как на Багратиона — более требовательные к ширине дороги, но куда менее шумные.



Никто не заметил, что автобус №50, дублируя путь следования трамвая, занимает отдельную полосу движения как раз на Николаева, а так же узких Багратиона и Нахимова? Т.е. бороться с пробками, пуская вместо рельсового транспорта в поток машин автобус по самой проблемной улице — это решение?

Слухи про троллейбус так и остались слухами, а автобус… Честно говоря, 12-минутный интервал соблюдается, наверное, в другом измерении.

Зато теперь если узкая артерия трамвайных путей прервется в любом месте от завода холодильников до медакадемии, половина города останется без трамвайного сообщения. Этого вы добивались, уважаемые? Лишать нас экологически чистого (а теперь еще и современного), с новыми рельсами безшумного, вместительного и удобного общественного транспорта? В общем, низкий вам поклон, особенно от пожилых людей, едущих в больницу или суд: им остается только вздыхать о новых низкопольных трамваях, которые никогда их туда не повезут.

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Когда на Гагарина убрали пути, с самого начала было понятно, что там расширяют дорогу, а трамваи больше ходить не будут ) Да и все, кто там живут (кого я знаю), были не против. Трамвайные пути убирали не потому, что остановки безлюдны, а потому что дребезжанием они разрушали инфраструктуру (как наземную, так и подземную). А если пошел слушок про слова этого чиновника, так не стоит верить всему, что говорят )

Про автобус №50. Я уже полтора года на нем езжу. С тех самых пор, как пустили маршрут. Ходит он не с интервалом в 12 минут, а с интервалами, обозначенными на остановках. Конкретно на Областной больнице висит расписание автобусов. Там пятидесятый включен. И, между прочим, расписание соблюдается. Еще ни разу не было, что я приходил вечером на остановку, а автобус не приезжал. И от областной до холодильников, я обычно езжу один, не считая кондуктора. Однако маршрут не снимают (как это по слухам сделали с трамваем).

На счет того, что вредит — делается моментально. Если не ошибаюсь, большинство предпочитает доехать на комфортном автобусе или в маршрутке, чем на вышеупомянутом «дребезжащем» трамвае. Хотя мне они нравятся, только если новые =) В них тепло, уютно и чисто )
avatar

Lord_Wolf

  • 26 декабря 2011, 12:38

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир