Армия: что происходит?
Вот уже полгода пролетело. В роту пригнали молодых, и служить стало порядком легче. Заправка постелей, утренний чай, походы за пивом для дедушек можно забыть как страшный сон. Появилось время видик поспотреть и книжку почитать. А еще появилась возможность взглянуть на армию немного со сторо¬ны, не просто описать, а проанализировать, куда я попал и что вообще здесь происходит.
А происходит по моему скромному мнению совершенно нескромный бардак. В полном разгаре июль месяц, и мы имеем следующую ситуацию:
- за две недели сбежало 6 человек (двоих уже нашли, одного вернули);
- в течение недели в соседней части повесилось 2 человека (один скорее
всего на публику работал, а второго увезли в коме - откачали);
- за неделю до присяги у всех молодых в роте разбиты руки, у одного
шишка на лбу и фингалы от удара тубаретом, и еще у одного перелом грудной
клетки.
- за месяц только из нашей роты в другую часть отправили трех старослужащих (чтобы не заводить уголовных дел).
Это основные события в солдатской среде, что я смог вспомнить. Еще были всякие мелкие происшествия. Порядком, согласитесь, это назвать сложно...
Возникает вопрос - что же происходит? Ведь, начиная с нового года, нас и так засыпали проверками из Москвы. Усилились проверки и внутри частей, но количество происшествий только возрастает. Причем возрастает не потому, что раньше о них ничего не говорили, а реально из-за того что они стали про¬исходить чаще. Возникает обратный эффект, чем больше пытаются навести порядок, тем больший бардак в итоге получается.
Чтобы разобраться вернемся приблизительно на год-два назад, когда дис¬циплина в воинских частях как система была достаточно стабильна. В то вре¬мя действовала жесткая система дедовщины. По сути дела солдатский кол¬лектив и офицерский состав были разделены. Дедовщина выступала в каче¬стве самоорганизующего фактора в солдатской среде, а офицеры формально отписывали в вышестоящие инстанции, что, дескать, все у нас в порядке, и не вмешивались в происходящие в роте. В итоге всем было хорошо, кроме моло¬дых, на долю которых выпадала вся работа по уставу, плюс нарезы и издевательсва со стороны старослужащих.
Например, наряд на КПП состоит из 4 солдат, которые меняются посмен¬но. Обычно это 2 старослужащих и 2 молодых. В итоге молодые стояли на во¬ротах 18-20 часов в сутки с перерывом на прием пищи и уборку помещений, а старослужащие отдыхали в комнате отдыха. Дополнительно молодым нарезали найти порядка 100 рублей за наряд. Комендант и дежурный по КПП делали вид, что незамечают того, что время смен распределено неравномерно. Жесткую дисциплину и образцовое исполнение обязанностей молодыми обеспечи¬вали деды.
Но полгода назад (когда я призвался) ситуация начала меняться. В роте сменился командир, в руководящем составе тоже произошли изменения. На военную службу стали попадать люди физически слабые, со слабой психикой и здоровьем, и наоборот те, кто уже имеет судимости и физически слишком раз¬виты. Все это привело к тому, что из среды молодых стали происходить утечки информации. Чтобы не получать от вышестоящих инстанций, офицеры стали вводить устав, стали заниматься своей непосредственной деятельностью, ста¬ли постепенно убирать дедовщину.
Получилось, что первоначальный организующий элемент (дедовщина) на¬чал разрушаться, а заменить его пока нечем, потому что система работы офи¬церов была и остается формальной, направленной не столько на управление, сколько на создание отчетностности о хорошем состоянии дел. Заменяющего
деловщину органа наказания (такого как гауптвахта например) тоже нет. Сис¬тема стала выходить из равновесия - начался переходный процесс.
Но как говорил один мой знакомый (синергетик) с ростом энтропии в от¬крытых системах начинают возникать упорядоченные структуры. То есть чтобы что-то новое путное образовалось, необходимо устроить нехилый беспорядок :) Теперь остается ждать что же в итоге образуется когда все стихнет.
Kir
Комментарии (1)
RSS свернуть / развернуть** Радислав
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.