Кронштадт — город морской и воинской славы


Кронштадт не оставляет своих гостей равнодушными. Он покоряет с первого взгляда уникальными архитектурными памятниками, холодной и в тоже время великолепной красотой Финского залива. [15 фото и несколько фактов о городе]

До 1983 года попасть на остров можно было только водным путем. В настоящее время остров Котлин соединён кольцевой автодорогой (КАД), проходящей по комплексу защитных сооружений Петербурга от наводнений (КЗС), с северным и южным берегом Финского залива.



12 августа 2011 года был открыт двухкилометровый тоннель под Финским заливом, строительство которого осуществлялось в рамках возведения КЗС, включающего в себя два судопропускных сооружения, шесть водопропускных сооружений с 64 гидротехническими затворами и мостами и 11 защитными дамбами, 25-километровый участок автомобильной дороги (частью КАД).



В 1990 году исторический центр города вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (как составная часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»). В апреле 2009 года Кронштадту было присвоено звание Город воинской славы.




Якоря и фрагмент брони башни линкора Октябрьская Революция



Морской собор святителя Николая Чудотворца, построенный в 1913 году архитектором Василием Косяковым. Его высота 71 метр, интересно, что это самое высокое здание в Кронштадте.

Примечательно, что время Великой Отечественной войны собор представлял из себя ДОТ. В заложенных окнах и дверях были оборудованы бойницы и установлены пулеметы. Дело было в том, что площадь перед собором была единственной удобной площадкой для высадки воздушного десанта, и подобным образом немцы хотели захватить Кронштадт.







Форты — пожалуй, главная достопримечательность Кронштадта. Несмотря на все разрушения и запустение, это замечательный памятник и фортификаторам, и оружейникам, и воинам, и просто героическому прошлому главной морской базы Русского флота. Пока еще что-то осталось — надо обязательно посмотреть.











Страницы истории о появлении и дальнейшей судьбе фортов


Исторический процесс формирования цепи оборонительных сооружений Кронштадтской крепости продолжался с 1704 года по 1896 годы. Первый форт “Кроншлот” построен в 1704 году по проекту и под руководством самого Петра I.

Развитие крепости шло за счет расширения и усиления крепости непосредственно на о. Котлин, так и за счет строительства морских фортов на искусственных островах и берегах Финского залива. Всего построен 21 форт, из них морских -17.

После смерти Петра I форты длительное время не укреплялись, поскольку на Балтийском море боевые действия не велись. С 1799 года в ожидании появления французского флота начался новый этап строительства — был построен (в 1812 г.) на ряжах форт “Рисбанк” (Павел I). В 1839 году начался новый этап строительства, сначала был заложен четырех ярусный казематный форт Александр I. В 1854-55 годах начинается развернутое строительство новой оборонительной линии, состоящей из нескольких фортов к югу и к северу от острова Котлин — Южных батарей №1,2,3 и Северных батарей №1,2,3,4,6,7. Это были дерево — земляные сооружения нескольких типов по форме и размерам. В 1862-68 годах большинство из них перестроены в каменно — земляные. Последний этап в строительстве морских фортов приходится на конец XIX — начало XX веков. В этот период были построены два крупнейших много батарейных форта первой линии обороны Тотлебен и Обручев.

Таким образом, все 17 морских фортов вошли в “ожерелье” крепости Кронштадт, которая стала непреодолимой преградой на морском пути в Санкт-Петербург.

В законченном виде Кронштадтская крепость представляла собой единый комплекс, служивший единой цели — защите столицы Российской империи. Все элементы этого комплекса были тесно взаимосвязаны, занимая каждый определенное место. Вместе с тем, каждый элемент (форт или батарея) мог существовать в известной степени, автономно, имел независимые системы инженерного обеспечения, склады топлива и продовольствия, кухни и жилье.

Важную роль форты крепости сыграли в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. С ее окончанием надобность в фортах, как защитных сооружениях отпала. Во время реформы ВС СССР 1957-1961 гг. Кронштадтская крепость списана, форты разоружены, постепенно был произведен демонтаж оборонительного оснащения. Длительное время эти памятники истории, представляющие не только военный, но и архитектурный интерес, использовались Ленинградской ВМБ и другими организациями бесконтрольно. Такое использование, непонимание ценности комплекса и его отдельных сооружений, хаос в системе пользователей и невыполнение охранного статуса, а также последствия строительства Комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений с использованием фортов Константин, северная батарея № 3,7 — все это принесло значительный ущерб фортам и фортификационным сооружениям на них.

Больше информации — на сайте, посвященном достопримечательностям Кронштадта

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
комментарий был удален

+
0
Да, героическая крепость.
avatar

guest

  • 25 февраля 2017, 05:24

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир